Евгений Сергеев (sergeeffff) wrote,
Евгений Сергеев
sergeeffff

Изменение налоговой политики



Это вторая часть четвертой главы моей книги "Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии"

Увеличение вывозных пошлин на сырье положительно отразится на доходах бюджета. В 2015 г. доля доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете составила 24,1%. Это в основном экспортные и импортные пошлины.
Актуальная информация по экспорту и импорту товаров за январь-июль 2016 г. по данным Федеральной таможенной службы представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Экспорт-импорт товаров за январь-июль 2016 г.


В течение первых семи месяцев 2016 г. экспорт товаров из России составил 152,5 млрд.долл. Наибольшая доля пришлась на минеральные продукты (59,6%) и металлы и изделия из них (10,3%). В целом в структуре экспорта высока доля сырья.
Импорт товаров за аналогичный период составил 94,8 млрд.долл. В структуре импорта наибольшая доля приходится на машины и оборудование, доля которых составила 45,2%.

На основании представленных данных стоит сделать вывод, что Россия является нетто-экспортером минеральных продуктов, древесины, драгоценных камней и металлов и просто металлов и нетто-импортером продовольствия, химической продукции, текстиля, машин и оборудования.

Для увеличения роли обрабатывающих производств необходимо создавать некие препятствия для вывоза сырья, а экспорт готовой продукции стимулировать. Также необходимо увеличивать ввозные пошлины на ввоз готовой продукции при их уменьшении для импорта сырья. Иными словами, нужна разумная политика протекционизма.

Однако не стоит забывать, что новая индустриализация потребует импорта технологий, систем автоматизации и роботизации, которых в России нет. Поэтому в этом направлении стоит обнулять ставки ввозных пошлин. Предприятия не должны платить государству дань за станки и оборудование, аналоги которых не производятся на территории РФ.

В результате вступления России в ВТО предполагается снижение ввозных таможенных пошлин. На товарные группы пошлины будут уменьшаться в несколько этапов: устанавливаются начальный и конечный уровни связывания, а также указывается продолжительность перехода.
По около 90% адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин с даты присоединения России к ВТО ставки могут быть установлены на уровне выше или равном уровню ставок действующего единого таможенного тарифа Таможенного союза (ETT).
По истечении сроков всех переходных периодов около 50% предельных адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин останется на уровне не ниже действующего ЕТТ.

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом приведены в таблице 4.4.

Таблица 4.4- Установленные ставки импортных пошлин, %


В результате вступления России в ВТО по всей номенклатуре товаров ожидается снижение средних ввозных тарифов с 11,850 до 7,147%. Средние тарифы на сельскохозяйственную продукции снизятся с 15,178 до 11,275%. Такая динамика снизит конкурентоспособность отечественного производителя. И уже тем более она не будет стимулировать проведению новой индустриализации. Поэтому вопрос членства России в этой организации остается открытой.

Кроме того, Россия является членом Евразийского экономического союза, членами которого также являются Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. На стадии переговоров находятся Египет, Таиланд, Иран, Монголия.

В рамках Евразийского экономического союза Россия не обладает свободой в определении таможенных пошлин, поэтому могут возникнуть два варианта. Или подобная политика, ориентированная на новую индустриализацию, будет проводиться всем союзом, или же РФ придется выйти из него, поставив жирную точку на этой организации. Иных способов просто нет.

С высокой вероятностью страны-участницы союза поддержат идею новой индустриализации. Например, в Казахстане она уже осуществляется согласно пятилетним планам. В Беларуси не было процессов деиндустриализации, все обрабатывающие производства остались целыми.

В структуре консолидированного бюджета высока доля налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Их общая доля составляет 31,3%.Номинальная ставка налога на доходы физических лиц в России составляет 13% вне зависимости от уровня доходов. Поэтому многие утверждают, а некоторые даже гордятся, что в России плоская система налогообложения доходов физических лиц. Однако это не так, ибо не учитываются страховые взносы в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.

На 2016 г. ставка страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 22% от уровня заработной платы. Предельная накопленная с начала года величина базы для начисления взносов – 796 тыс.руб. С сумм, превышающих эту величину взимается ставка в размере 10%.
В Фонд социального страхования ставка страховых взносов составляет 2,9%, предельная величина базы начисления 718 тыс.руб.
Ставка страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 5,1%. Указанная ставка взимается со всех сумм заработка.

В целом ставка страховых взносов составляет 30% от заработанных сумм. Так как у НДФЛ и страховых отчислений практически одинакова база начисления – фонд оплаты труда – то стоит рассматривать их совместно. Отличие состоит в том, что страховые взносы оплачиваются работодателем и начисляются поверх фонда оплаты труда, а НДФЛ – работником и изымается из части выплаченных средств.
Если работодатель желает направить на оплату труда и страховых взносов 100 рублей, то работник на руки получит 66 рублей 92 копейки (100*0,87/1,3). Иными словами, общий налог на доходы работника составит не 13,0%, а 33,08%. В случае, если работник уже получил в текущем году сумму свыше 796 тыс.руб., то со следующих рублей ему достанется 75 рублей 59 копеек (100*0,87/(1+0,1+0,051)). Ставка общего налога на доходы составит 24,4%.

На основании представленных расчетов можно сделать вывод, что у нас не плоская система налогообложения доходов физических лиц, а регрессивная. Для низких доходов она установлена в размере 33,08%, для доходов свыше 66 000 рублей в месяц – 24,4%.
Подобная практика налогообложения усиливает социальную дифференциацию населения. Децильный коэффициент, показывающий отношение доходов 10% наиболее богатых к 10% наименее бедных, в России равен 16,0. Эксперты считают, что если его величина превышает 10, то общество находится на грани социальных потрясений. В скандинавских странах он не превышает 3.

Сведения о номинальной начисленной заработной плате по группам населения представлены в таблице 4.5.

Таблица 4.5- Средняя заработная плата по 10-процентным группам работников


В 2015 г. средняя начисленная заработная плата для первой группы составила 7527 руб., что не отвечает минимальным требованиям. В целом порядка 50% работающих получают зарплату меньше 25000 рублей.

Иными словами, можно отметить, что в России есть такое явление, когда человек работает, но он беден. Его зарплаты хватает лишь на еду и недорогую одежду. Для указанной категории граждан, а их порядка 20%, недоступны необходимые товары и услуги.

Для снижения социальной напряженности и стимулирования экономического роста необходимо перейти от регрессивной шкалы налогообложения к прогрессивной, как это сделано во всех развитых странах. Это приведет к оживлению экономики, ибо увеличение доходов наиболее бедных слоев населения приведет к росту совокупного спроса. Богатому человек не нужна десятая машина, также богатый человек не может скушать больше, чем он ест сейчас. А вот при росте доходов бедного населения они резко увеличат покупки продуктов питания, одежды и недорогих машин.

В относительном измерении богатые категории граждан станут беднее, но в абсолютном – даже богаче. Ибо бедные пойдут тратить деньги в магазины, которые принадлежат богатым, что оживит местную промышленность, заводы и фабрики которой принадлежат опять богатым.
Поэтому необходимо объединить НДФЛ со страховыми взносами и установить следующие примерные ставки.

Таблица 4.6 – Предлагаемые ставки на доходы физических лиц


На основе представленных ставок можно сделать вывод, что для 70% работников произойдет снижение уровня налогообложения, что положительно отразится на их доходах. Основное бремя налогообложения будет переложено на наиболее богатые слои населения.
Стоит учитывать, что большей ставкой налога будут облагаться лишь суммы, превышающие определенный размер. Например, если человек получил доход в размере 2,5 млн.руб. в год, то он обязан будет заплатить 783 тысяч рублей налогов
(0,2*480+0,23*240+0,26*240+0,29*240+0,32*240+0,35*240+0,38*240+0,41*240+0,44*340). Для этого человека эффективная налоговая ставка составит 31,3%.

Объединение страховых взносов и налога на доходы физических лиц приведет к ликвидации ПФ, ФСС, ФФОМС. В 2015 г. доходы Пенсионного фонда РФ составили 7,1 трлн., расходы – 7,6 трлн.руб. Состав расходов следующий: 6,2 трлн.руб. – выплаты пенсий, 0,5 трлн.руб. – социальные выплаты, 0,3 трлн.руб. – материнский капитал, 0,6 трлн.руб. – прочие расходы. Часть из 0,6 трлн.руб. тратится на содержание самого фонда, в котором трудится порядка 122 тыс.чел.

Поэтому обеспечение пенсий, финансирование медицины стоит организовать прямо из федерального бюджета. Это сэкономит огромные средства, которые сейчас расходуются на содержание абсолютно ненужных структур. Все понастроенные дворцы указанных учреждений стоит приватизировать. Это как раз тот случай, когда приватизация будет полезной.

Для повышения уровня гражданского самосознания необходимо обязать граждан платить налог на доходы самостоятельно. В настоящий момент это осуществляется предприятиями, и люди не чувствуют, что они являются налогоплательщиками. А это очень опасно, ибо порождает равнодушное отношение к казнокрадству и неэффективному использованию бюджетных средств. Когда сам гражданин заполнит налоговую декларацию и заплатит несколько десятков тысяч рублей налогов, он уже будет требовать от государства выполнения им своих обязательств.
Но это следует делать поэтапно. Сначала обязать самостоятельно заполнять декларации лиц с доходами свыше 480 тыс.руб. в год. С меньших сумм оплачивать будет работодатель, как и прежде. Далее с учетом повышения уровня самосознания граждан подоходный налог должен платиться самостоятельно.

Причем декларация должна быть простой, доступной для абсолютного большинства. Контроль за уплатой налогов можно будет осуществлять с учетом движения по зарплатным картам. Для этого стоит обязать всех работодателей платить за труд только на специальную выделенную для этого карту. С выдачей заработной платы наличностью должно быть покончено!

Для снижения уровня социальной дифференциации стоит ввести налог на наследство. Это будет стимулировать молодое поколение трудиться более эффективно. Стоит установить минимальную сумму, когда этот налог не платится. Например, пусть это будет наследство стоимостной оценкой в размере 10 млн.руб. на одного человека. С больших сумм стоит выплачивать налог в районе 10%. Также на предметы роскоши должен быть установлен повышенный налог на имущество.

Таким образом, предлагаемая система налогообложения будет активно способствовать проведению новой индустриализации России. Само заполнение различных деклараций необходимо значительно упростить, что высвободит огромное количество специалистов, которые потребуются для решения более полезных функций.

Продолжение ЗДЕСЬ

Купить книгу в магазине Литрес можно ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно мою предыдущую книгу "Новая индустриализация России как альтернатива её крушению" можно ЗДЕСЬ
Tags: Стратегия новой индустриализации России
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments