Евгений Сергеев (sergeeffff) wrote,
Евгений Сергеев
sergeeffff

Второй этап индустриализации (автоматизация и роботизация)



Это первая часть шестой главы моей книги "Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии"

На втором этапе индустриализации необходимо реанимировать IV технологический уклад и создать V. Результатами этого процесса должны стать высокая информатизация, автоматизация и роботизация всех сфер деятельности человека.

Главной движущей силой этого процесса должен стать научно-технические прогресс. Ибо именно благодаря ему у нас появляются новые высокопроизводительные технологии. Вот что писал по этому поводу лауреат премии имени Альфреда Нобеля Джеймс Тобин: «Долгосрочные темы роста ВНП и агрегированного потребления экзогенно определяются ростом рабочей силы и прогрессом технологий. Или, если выразить это же заключение несколько иначе, темпы роста производительности труда в расчете на одного работника и темпы роста потребления на душу населения на длинном отрезке времени определяется прогрессом технологии» (Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: пер. с англ. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010, С.109)

В Российской Федерации происходит постепенное снижение числа лиц, непосредственно занимающихся исследованиями и разработками.


Рис.6.1. Динамика числа исследователей

Всего за анализируемый период численность исследователей снизилась на 46 543 чел. или на 10,9% в относительном измерении, что отрицательно характеризует развитие науки. Хотя с 2009 г. происходит постепенный рост числа исследователей, что радует.

Уровень затрат на научные исследования в России чрезвычайно низкий, и динамика затрат в процентах от ВВП представлена на рисунке 6.2.


Рис.6.2. Динамика затрат на науку в процентах от ВВП

Затраты на науку в России не отвечает современным требованиям. По этому показателю Россия находится на 32 месте, уступая таким странам как Бразилия, Португалия, Эстония. Лидерами в финансировании науки являются Израиль (4,40% от ВВП), Финляндия (3,88% от ВВП), Южная Корея (3,74%), Швеция (3,40%), Япония (3,36%).
Указанные страны являются одними из первопроходцев по освоению новых технологий, и, естественно, немалая заслуга в этом финансирование науки.

Стоит отметить, что ВВП Японии намного больше ВВП России, поэтому в абсолютном измерении финансирования науки наша страна существенно уступает экономическим лидерам.

Необходимо пересмотреть приоритеты государственного развития и установить долю финансирования науки, например, в 2,5% от ВВП. Тогда по этому параметру Россия займет 12 место, опередив Францию и Великобританию.

Кроме государственного финансирования в НИОКР необходимо привлекать частные инвестиции. Инструментом этого является налоговая политика, когда расходы по указанному направлению можно будет списать в себестоимость в двух или троекратном размере, что соответствует опыту передовых стран.

Экономический кризис тяжело отразился на выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Индексы производства за январь-август 2016 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года представлены ниже.

Таблица 6.1 – Индексы производства за январь-август 2016 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года


По данным Росстата за январь-август 2016 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года объем промышленного производства увеличился на 0,4%. Рост произошел за счет динамики добычи полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли сократили выпуск на 0,8%.
Увеличение объема производства машин и оборудования обусловлено приростом производства сельскохозяйственной техники, что связано с реализацией государственной программы №1432, когда при покупке отечественной сельхозтехники из бюджета аграрию возвращается 25-30% её стоимости.

Объем производства механического оборудования снизился на 9,0%, станков - на 18,3%. С учетом того, что и в 2015 г. по этим отраслям было снижение, то величина спада за два кризисных годах колоссальна.
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи снизилось на 13,1%, судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств – на 5,3%.

Таким образом, экономический кризис в России характеризуется тем, что добывающие отрасли сохраняют положительную динамику, а в отраслях, которые относятся к IV и V укладу, зафиксирован значительный спад. Иными словами, продолжается деиндустриализация страны.

Нельзя сказать, что российские власти совсем ничего не делают, а лишь восседают на троне. Например, с 2014 г. реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
В указанную государственную программу включены следующие подпрограммы:
- Автомобильная промышленность;
- Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;
- Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника);
- Лёгкая промышленность и народные художественные промыслы;
- Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса;
- Транспортное машиностроение;
- Станкоинструментальная промышленность;
- Тяжёлое машиностроение;
- Силовая электротехника и энергетическое машиностроение;
- Металлургия;
- Лесопромышленный комплекс;
-Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений;
- Химический комплекс;
- Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них;
- Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов;
- Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт;
- Обеспечение реализации государственной программы;
- Промышленные биотехнологии;
- Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна;
- Индустриальные парки;
- Индустрия детских товаров.

Государственная программа реализуется в два этапа: c 2012 г. по 2015 г., с 2016 г. по 2020 г. Цель реализации – повышение конкурентоспособности и потенциала российской промышленности. В качестве индикаторов успешности реализации программы используются показатели объемов производства в натуральном выражении, индексы производства.

Инструментом достижения цели выступают: субсидии и взносы в уставные капиталы, финансирование НИОКР, продвижение продукции на внешних рынках путем субсидирования выставочной деятельности, таможенно-тарифное регулирование.

Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 1 триллион 60 млрд.руб. Естественно, такой уровень финансирования (133 млрд.руб. в год) не способен вывести экономику на новый уровень.

Также в нашей стране активно поддерживается создание промышленных кластеров, под которыми «понимается совокупность фирм (организаций), объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками, непосредственно не связанных между собой отношениями собственности, иными словами это комплексы-структуры, в которых готовая продукция или отходы одного производства являются полуфабрикатом или сырьем для другого».

Информация о промышленных кластерах с численностью работников более 25 000 человек представлена в таблице 6.2.

Таблица 6.2 – Информация о крупных кластерах


По численности работников самый большой промышленный кластер – это Камский инновационный территориально-производственный кластер, который основан на базе ОАО «КаМАЗ».

В соответствии с существующими требованиями для включения в реестр промышленных кластеров необходимо соответствовать следующих условиям:
1. Не менее половиной участников кластера учреждена специализированная организация кластера и выполняет функции координатора совместных проектов кластера.
2. В состав инфраструктуры входят не менее: 1 учреждения ВПО или СПО; 2 объектов технологической инфраструктуры; 1 некоммерческой или общественной организации; 1 финансовой организации.
3. Подписано соглашение с регионом о создании промышленного кластера
4. Не менее 10 участников – промышленных предприятий, не менее 1 предприятия, осуществляющего конечное производство
5. Уровень кооперации – не менее 50% выпуска промышленной продукции каждым участником кластера используется другими участниками (за исключением предприятия, осуществляющего выпуск конечной промышленной продукции кластера)

Государство осуществляет как финансовую, так и нефинансовую поддержку промышленных кластеров. К финансовым инструментам поддержки стоит отнести субсидии участникам промышленных кластеров на компенсацию затрат в связи с реализацией совместных проектов в целях импортозамещения, субсидии на компенсацию части затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности, субсидии на компенсацию затрат по уплате процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов.

Формирование производственных кластеров – это процесс вертикальной интеграции, позволяющей снизить себестоимость и увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому кластеры благотворно влияют на развитие экономики регионов и страны в целом.
На основе промышленных кластеров можно формировать вертикально-интегрированные компании, опираясь на закон вертикальной интеграции, сформулированный доктором экономических наук Сергеем Губановым:«Нулевая рентабельность всего промежуточного производства – такова суть закона вертикальной интеграции» (Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. (Серия «Сверхдержава»)- М.:Книжный Мир, 2012)

Сергей Губанов полагает, что именно формирование вертикально-интегрированных компаний позволило многим западным странам сделать качественный скачок в развитии. Нулевая рентабельность низких переделов, и возрастающая при увеличении степени переработки позволяет формировать эффективные стимулы развития экономики.

Закон вертикальной интеграции стоит использовать в процессе новой индустриализации страны. Большинство сырьевых компаний должны быть включены в корпорации, где конечной продукцией должен быть продукт с высокой добавленной стоимостью. Это позволит преодолеть сырьевую зависимость страны.

Инструментом создания вертикально-интегрированных компаний могут выступать налоговые стимулы и директивные методы, если участники этого процесса находятся в собственности у государства.
Наряду с формированием территориальных производственных комплексов – производственных кластеров – в России по образу стран Евросоюза создаются технологические платформы, под которыми понимаются коммуникационные площадки для обсуждения и внедрения технологических инноваций.

Перечень технологических платформ утверждается Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

В настоящий момент в России функционирует 35 технологических платформ, среди которых стоит выделить следующие: Медицина будущего (http://tp-medfuture.ru), Биоиндустрия и биоресурсы (http://biotech2030.ru), Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа (http://www.hpc-platform.ru/tiki-index.php), Малая распределенная энергетика (http://www.e-apbe.ru/distributed_energy/), Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем ( http://mtevs.org).

Цель создания технологических платформ – объединение усилий всех заинтересованных сторон по внедрению инновационных проектов и идей в конкретной области. Например, цель технологической платформы «Медицина будущего» формулируется следующим образом: «Создание сегмента медицины будущего, базирующегося на совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность появления новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг, а также быстрого распространения передовых технологий в медицинской и фармацевтической отраслях» .

Участниками технологических платформ являются учреждения высшего профессионального образования, академические институты, производственные и прочие компании.

Технологические платформы в Евросоюзе показали свою высокую эффективность, поэтому их создание в России можно только приветствовать.
Реализация программы новой индустриализации России возможно лишь на основе кооперации усилий государства, бизнеса и населения. Ведущую и главенствующую роль в этом должно занимать само государство, так как его роль резко возрастает в момент перехода с одного технологического уклада на другой. Бизнес и население не смогут самостоятельно справиться с этой задачей.
Среди инструментов по стимулированию проведения новой индустриализации со стороны государства стоит отметить следующие: налоговая политика, таможенно-тарифная политика, субсидии, проектное и целевое финансирование, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, прямые методы воздействия.

Налоговая и аспекты таможенно-тарифной политики были рассмотрены в четвертой главе, поэтому далее будут представлены другие способы стимулирования новой индустриализации.

Продолжение ЗДЕСЬ

Купить книгу в магазине Литрес можно ЗДЕСЬ

Читать бесплатно можно ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно мою предыдущую книгу "Новая индустриализация России как альтернатива её крушению" можно ЗДЕСЬ
Tags: Стратегия новой индустриализации России
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments