Евгений Сергеев (sergeeffff) wrote,
Евгений Сергеев
sergeeffff

Источники финансирования новой индустриализации



Это восьмая глава моей книги "Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии"

Историки и экономисты пока не пришли к единому мнению относительно источников финансирования советской индустриализации. Многие исследователи предлагают свои взгляды по этому вопросу.

Доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов подсчитал, что СССР потребовалось около 9000 тн золота: 9000 крупных предприятий, на каждое из которых было потрачено около 1 тн золота. Однако Катасонов допустил серьезную ошибку, и не учел эффект расширенного производства, когда первоначально были построены заводы отраслей А, а уж на основе тяжелой индустрии - заводы отраслей Б.

Смысл этого эффекта проще объяснить на примере. Например, если успешный предприниматель вложил 1 млн.долл., а через 10 лет получил бизнес стоимостью 10 млн.долл, то вклад предпринимателя составил 1 млн.долл., 9 млн.долл. – это результат его работы. На уровне страны - это эффект от расширенного производства. Валентин Катасонов в данном случае ошибочно указал бы, что предпринимателю потребовалось 10 млн., как он это сделал при оценке затрат на советскую индустриализацию.

В указанном примере коэффициент приращения составил 10, средний темп прироста бизнеса – 29,2%, то есть в среднем ежегодно стоимость бизнеса увеличивалась на 29,2%.
С учетом представленной информации можно подсчитать затраты на советскую индустриализацию при разном уровне темпов прироста от эффекта расширенного производства.

Таблица 8.1- Затраты на советскую индустриализацию


При внутреннем темпе прироста 10% общая потребность в золоте составит 5050,4 тн, ежегодная потребность в течение 12 лет, сколько и длилась советская индустриализация – 420,9 тн.

Таким образом, затраты на советскую индустриализацию стоит определять с учетом эффекта расширенного производства и схемы финансирования. В представленном примере ежегодно на индустриализацию тратилась постоянная величина золота.
Стоит рассчитать и потребность в финансировании для новой индустриализации России. В настоящий момент стоимость основных фондов всех предприятий страны составляет 147,4 трлн. руб.

Целью индустриализации стоит поставить увеличение ВВП на душу населения с 0,84 от среднемирового значения, как это было зафиксировано в 2015 г., до 1,8, как это было при СССР.
1,8/0,84=2,143
147,4*2,143-147,3=168,5 трлн.руб. – общие затраты на новую индустриализацию при неизменной фондоотдаче.
168,5/65=2,592 трлн.долл. – затраты на новую индустриализацию в валюте.

В табличных расчетах учтено, что в среднем темп роста мировой экономики составляет 3%. По вертикали обозначен эффект от расширенного производства, по горизонтали - срок, когда экономике нужно выйти на необходимый результат.

Таблица 8.2- Единовременные расходы на новую индустриализацию


В каждой клетке указана сумма, которая потребуется для проведения индустриализации с учетом темпа внутреннего прироста и срока индустриализации. Если кто-то пожелает провести индустриализацию за один год, то потребуется 2,592 трлн.долл., и на эту сумму никак не влияет внутренний прирост. Если же результат будет необходим через 10 лет, то первоначальные вложения при ставке прироста 10% составят 1,434 трлн.долл.

Естественно, что индустриализацию проще финансировать не единовременно, а в течение определенного периода. Расчет ежегодной потребности в финансировании с учетом различных сроков и нормы прироста представлен в таблице ниже.

Таблица 8.3- Ежегодные расходы на новую индустриализацию


В каждой клетке указана сумма, которую необходимо ежегодно инвестировать с учетом внутреннего прироста и срока индустриализации. Если внутренний темп прироста составит 10%, то ежегодная потребность в финансировании индустриализации в течении 10 лет составит 189 млрд.долл.
Общие затраты на новую индустриализацию при равномерном финансировании представлены ниже.

Таблица 8.4 – Общие затраты на новую индустриализацию


В каждой клетке указана потребность в финансировании при различных сроках проведения индустриализации и разном уровне внутреннего прироста.
Таким образом, общие затраты на новую индустриализацию будут зависеть от трех факторов: схемы финансирования, величины внутреннего прироста и сроков её реализации.

В случае, если планируется провести индустриализацию за 10 лет, то при приросте 10% общие расходы составят 1,894 трлн.руб. Разница между единовременными расходами и этой суммой – 698 млрд.долл. – представляет собой эффект от расширенного воспроизводства. Это первый источник финансирования новой индустриализации.

Следующим источником финансирования новой индустриализации является инвестиционное финансирование со стороны ЦБ РФ. Согласно этому методу ЦБ РФ предоставляет кредиты банкам под минимальные проценты, которые в свою очередь осуществляют проектное и целевое финансирование экономики.

В настоящий момент ЦБ РФ всячески уклоняется от выполнения этой функции. Учетная ставка равна 10%, что отражается на высоких процентных ставок для предприятий. Основной лейтмотив этого является то, что таким образом ЦБ РФ якобы борется с инфляцией. Однако на практике высокие процентные ставки по кредитам являются затратной статьей предприятий, что негативно отражается на ценах на продукцию. К тому же подобная политика практически останавливает инвестиционный процесс, ибо предприятия просто физически не могут платить высокие проценты по кредитам.

Лауреат премии имени Альфреда Нобеля Джеймс Тобин отмечал, что низкие и высокие учетные ставки могут по-разному влиять на экономических агентов: «Существует как верхний, так и нижний предел в проведении политики учетной ставки. Банки могут так много задолжать Федеральной резервной системе, что окажутся нечувствительными к дальнейшему побуждению к заимствованиям. Или ставка по векселям может быть настолько низкой, что, даже при нулевой дисконтной ставке, она не компенсирует банка беспокойство и риски, связанные с заимствованиями через дисконтное окно, необходимыми, чтобы хранить векселя. В другом крайнем случае учетная ставка может быть настолько высокой, что теряется какое-либо соприкосновение с рынком. Это означает, что банки уже свободны (или в основном свободны) от задолженности Федеральной резервной системы, и повышение учетной ставки не может побудить их к дальнейшему сокращению задолженности" (Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: пер. с англ. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С.192)

В России сложилась ситуация, когда учетная ставка слишком высока, что позволяет пользоваться кредитными ресурсами только валютным спекулянтам. Сравнение учетных ставок представлено на рисунке 8.1.


Рисунок 8.1. Сравнение учетных ставок центральных банков

В экономически развитых странах учетная ставка значительно ниже, в Японии она даже отрицательная. Там за пользование денежными средствами даже приплачивают.
Инвестиционное финансирование приведет к росту уровня монетизации экономики до среднемировых значений, что положительно отразится на развитии экономики.

Естественно, что могут возникнуть риски инфляции, поэтому этот процесс должен строго контролироваться со стороны государства. Например, средства по проектному финансированию должны расходоваться только на приобретение или строительство основных средств. Уже на втором этапе указанные средства могут идти на выплату заработной платы, налогов и т.д.
К тому же величина инфляции не должна являться фетишом. ФРС США отвечает не только за этот показатель, но и за уровень безработицы и экономический рост. Поэтому ЦБ РФ необходимо вменить эти обязательства, ибо бездумная борьба с инфляцией часто приводит к вымиранию целых отраслей экономики.

На практике часто встречается высокий экономический рост при высокой инфляции, например, как это было в Бразилии. Конечно, речь не идет о гиперинфляции, но инфляция в размере 10-15% - вполне допустимое значение.
Также на новую индустриализацию можно будет потратить часть золотовалютных резервов ЦБ РФ, динамика которых представлена на рисунке 8.2.


Рисунок 8.2 – Динамика ЗВР

В течение 2013-16 гг. объем ЗВР снизился на 151,2 млрд.долл. или на 28,1% в относительном измерении. В свою очередь за девять месяцев 2016 г. их величина увеличилась на 18,2 млрд.долл. Вместо инвестиций в собственную экономику ЦБ РФ продолжает финансировать США.
Бюджетный дефицит 2016 г. финансируется за счет Резервного фонда, который также входит в состав ЗВР. Правительство продает валюту и ценные бумаги ЦБ РФ, поэтому само значение ЗВР не меняется. Происходит лишь изменение их структуры, и по существу бюджет дефицит бюджета финансируется за счет эмиссии.

На 01.09.16 г. объем Резервного фонда составил 2090 млрд.руб., и он с начало года снизился на 1550 млрд.руб. или на 42,3%. Нетрудно подсчитать, что при сохранении тенденции Резервный фонд будет исчерпан в 2017 г.
Далее наступит очередь Фонда национального благосостояния, размер которого на 01.09.16 г. составил 4719 млрд.руб. По имеющемуся законодательству средства этого фонда нельзя использовать на покрытие дефицита бюджета, но у власти не остается иных вариантов. К тому же часть этих средств потрачены, и в сейфах лежат долговые расписки госкомпаний. Указанных средств в лучшем случае хватит до 2020 г.
Если к этой дате цены на нефть не возрастут, то российскую экономику ждет жесткая посадка. Можно будет воспользоваться ЗВР, но ЦБ РФ у нас не обязан финансировать бюджетный дефицит.

Оставшиеся ЗВР можно использовать для приобретения иностранных технологий и лицензий следующим образом. Например, создать гарантийный фонд в размере 50 млрд.долл., который в свою очередь будет гарантировать возвратность валютных кредитов отечественными предприятиями. С учетом акселератора на указанную сумму гарантийных средств можно будет привлечь 300-400 млрд.долл. иностранных кредитов. Подобным образом можно будет профинансировать приобретение автоматизированных и роботизированных комплексов.
Изменив приоритеты бюджетной политики, можно будет высвободить огромные средства на новую индустриализацию. Расходы федерального бюджета за 2014-16 гг. представлены ниже.

Таблица 8.5 – Расходы федерального бюджета


В течение анализируемого периода расходы федерального бюджета увеличились на 1441,9 млрд.руб. или на 9,7% в относительном измерении. Наибольший прирост пришелся на увеличение расходов на социально-культурные мероприятия и национальную оборону. Стоит отметить, как в период кризиса центральная власть урезала трансферты регионам – пусть сами как хотят, так и разбираются с дефицитами своих бюджетов.
Если сложить расходы на национальную оборону и безопасность, то получится астрономическая сумма – 5,1 трлн.руб. Получается, что государство у нас не социальное, а военно-полицейское.

Естественно, что обе статьи расхода необходимо существенно снижать, ибо они чрезвычайно неэффективны. К тому же невозможно отследить куда идут средства, направляемые на перевооружение армии. Если у нас по открытым направлениям разворовывают огромные суммы, то там, где нет контроля – воруют значительно больше. Примерами этого является деятельность бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова и его любовницы, бывшего начальника департамента имущественных отношений Министерства обороны России Елены Васильевой.
Сократив расходы по указанным статьям на 30%, можно высвободить порядка 1,5 трлн.руб. ежегодно. Если сложить эту сумму с расходами на национальную экономику, то получится 4 трлн.руб., которые можно будет тратить на новую индустриализацию прямо из бюджета.
При этом необходимо учитывать мультипликативный эффект. Инвестиционные кредиты приведут к увеличению объема средств производства, а это – рост налоговых платежей. Вновь созданные предприятия также будут делать отчисления в бюджет. Поэтому сумму расходов на новую индустриализацию можно будет увеличивать ежегодно.

Также необходимо существенным образом повысить эффективность бюджетных расходов. В настоящий момент государственные закупки осуществляются на основе федерального закона № 44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно этому закону государственные закупки на покупку имущества, выполнения работ или оказание услуг проводятся на основе конкурсных процедур. И это по мнению разработчиков закона должно было привести к повышению эффективности государственных расходов.
Динамика государственных закупок для государственных и муниципальных нужд представлена на рисунке 8.3.


Рисунок 8.3 – Динамика суммы государственных закупок

Общая сумма размещенных извещений по государственным закупкам увеличилась на 591302 единиц или на 23,8% в относительном измерении.
Одной из характеристик государственных закупок в Российской Федерации является степень их концентрации среди основных заказчиков. Расчет доли основных заказчиков за 2015 г. представлен в таблице 8.6.

Таблица 8.6 – Доли основных заказчиков за 2015 г.


Общая сумма государственных закупок по 20 крупнейшим заказчикам в 2015 г. составила 1289564 миллионов рублей или 19,9% от общей суммы госзакупок.
Неоспоримое лидерство принадлежит Федеральному казанному учреждению «Управление федеральных дорог «Тамань», объем закупок которого составил 228344 миллион рублей или 3,5% от общих сумм госзакупок.

Часто бывает, что в соседних регионах стоимость аналогичного объекта, построенного за счет государственных средств, отличается в разы. Естественно, что это является результатом коррупции.
Для предотвращения подобных ситуаций стоит создать альбом типовых заказов, например, строительство детских садов, с указанием их стоимости. При помощи коэффициентов можно будет рассчитать, какая будет стоимость этого объекта в каждом регионе. И организуя государственную закупку, необходимо будет ориентироваться на эту цену. Сметное ценообразование не всегда себя оправдывает, ибо на один и тот же объект можно составить совершенно разные по суммам сметы.

Права муниципальных образований в части расходования бюджета необходимо существенно расширить. В настоящий момент большой город и небольшая деревня тратит свои средства по одним правилам. Поэтому на уровне муниципалитетов не используется метод хозяйственного подряда, а закупки осуществляются по конкурсным процедурам.

Хозяйственный метод предполагает, что муниципалитет самостоятельно может выполнить несложные работы. Например, если сегодня наводнением смоет небольшой мост, то на выполнение работ составляется проектная документация, потом проводится конкурс, подрядная работа выполняет работу, муниципалитет подписывает акты выполненных работ и оплачивает работу. Такая процедура себя оправдывает, когда у бюджета достаточно средств, но такое в условиях кризиса бывает очень редко.

Поэтому нужно разрешить муниципалитетам выполнять некоторые работы самостоятельно. В случае с мостом местная администрация могла заказать проект и на основе проекта закупить материалы, нанять специальную технику и рабочих. Для бюджета строительство подобного моста указанным методом обошлось бы в несколько раз дешевле, чем через конкурсные процедуры.
Муниципалитеты хозяйственным методом могли бы строить дома для бюджетников, а не нанимать для этого строительные организации из соседних регионов.

Следующим источником финансирования новой индустриализации являются средства предприятий и населения. Динамика объемов депозитов юридических лиц в рублях и в валюте представлена на рисунке 8.4.


Рисунок 8.4 – Динамика депозитов юридических лиц

За анализируемый период депозиты юридических лиц увеличились с 7,4 до 12,3 трлн.руб. или на 66,0%. Однако в 2016 г. их величина снизилась на 13,8 до 12,3 трлн.руб.
Девальвация рубля привела к долларизации экономики и на 01.01.2016 г. доля депозитов юридических лиц в иностранной валюте составила 50,2%.

Ранее уже были предложены определенные механизмы по повышению инвестиционной активности юридических лиц (налоговая политика, субсидирование приобретения основных средств, инвестиционное кредитование). Для стимулирования инвестиций за счет собственных средств стоит разработать программу государственного софинансирования этих расходов. Если коммерческое предприятие желает реализовать инвестиционный проект за счет собственных средств, то государство должно софинансировать часть расходов в размере 10-15% от их общего размера. Это создаст эффективные стимулы по реализации инвестиционных проектов. Естественно, что софинансирование инвестиций должно осуществляться лишь по отраслям с высокой добавленной стоимостью.

Также использование средств юридических лиц возможно на основе приватизации вновь созданных государственных предприятий. Иными словами, государство может создавать за счет инвестиционных кредитов предприятия, а уже состоявшиеся проекты приватизировать с условием сохранения их функциональной принадлежности в течение определенного периода.

Динамика депозитов физических лиц в рублях и валюте представлена на рисунке 8.5.


Рисунок 8.5 – Динамика депозитов физических лиц

В течение анализируемого периода депозиты физических лиц увеличились на 9,3 трлн.руб. или на 66,0%. В структуре вкладов произошло значительное увеличение доли валютных депозитов, и на 01.08.2016 г. она составила 27,0%.
Для сравнения у юридических лиц доля валютных вкладов на эту же дату составила 38,0%. Разница обусловлена тем, что на предприятиях решение о размещении депозитов принимают более квалифицированные люди.
На 01.01.2014 г. депозиты населения в рублях составили 13,9 трлн.руб., следовательно, часть из них просто обесценилась в период девальвации. Как и в 90-е года государство залезло в карман населения.

Для привлечения депозитов физических лиц на индустриализацию стоит разработать систему сертификатов, как в рублях, так и валюте, гарантирующих определенный доход. Это позволит часть депозитов использовать на финансирование индустриализации.
Кроме того, приватизация долей государства, образовавшихся в результате пересмотра итогов приватизации, а также приватизация вновь созданных предприятий, позволит привлечь значительные средства населения.

Естественно, в настоящий момент депозиты физических и юридических лиц не лежат без дела. Они выступают ресурсной базой для кредитования предприятий и населения. Поэтому представленный механизм лишь перераспределит структуру использования депозитов.

Монетаристы считают, что экономический рост невозможен без иностранных инвестиций. При этом они забывают опыт СССР, который осуществил индустриализацию и хозяйствовал без их привлечения. В современной России роль иностранных инвестиций также невелика, и распределение инвестиций по источникам представлено ниже.

Таблица 8.7 – Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования


В течение анализируемого периода объем инвестиций в основной капитал увеличился на 419 млрд.руб. или на 4,2%. С учетом инфляции их величина даже снизилась. При этом прирост в текущих ценах произошел лишь за счет собственных средств организаций (амортизации и чистой прибыли).

Объем привлеченных средств снизился вследствие снижения банковского кредитования и прочих источников. Вот так высокие процентные ставки по кредитам убивают инвестиционный процесс.

В структуре инвестиций в основной капитал высока доля бюджетных средств и прочих средств, банковского кредитования. Непосредственно на прямые иностранные инвестиции в 2015 г. пришлось 2,9% от общей суммы инвестиций. Конечно, эту долю можно поправить на величину займов наших банков у иностранных коллег, но в любом случае доля иностранных инвестиций невелика.
С учетом наложенных экономических санкций возможности привлечения прямых иностранных инвестиций на финансирование новой индустриализации резко ограничены.

Не стоит забывать, что роль прямых иностранных инвестиций не всегда положительная. Например, если иностранная компания построит завод с низким уровнем локализации производства, то это отрицательно скажется на общем приросте добавленной стоимости. Организация простой сборке не должно стимулироваться государством, а в отдельных случаях её необходимо ограничивать.

С учетом вышеизложенного стоит сделать вывод, что России необходимо создать свой инвестиционный механизм – инвестиционное кредитование.
В процессе новой индустриализации могут быть использованы неуказанные источники финансирования. Однако основная доля в любом случае придется на инвестиционное кредитование, расширенное воспроизводство, бюджетные средства, средства предприятий и населения.

Заключение ЗДЕСЬ

В электронном варианте купить книгу можно в магазине Литрес . В печатном варианте книгу можно купить ЗДЕСЬ

Читать бесплатно можно ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно мою предыдущую книгу "Новая индустриализация России как альтернатива её крушению" можно ЗДЕСЬ
Tags: Стратегия новой индустриализации России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments