sergeeffff

Categories:

Семейство Амати

Скрипка Николо Амати из коллекции Российского национального музея музыки
Скрипка Николо Амати из коллекции Российского национального музея музыки

Это отрывок из моей книги «Антонио Страдивари»

Основателем Кремонской скрипичной школы стал великий Андреа Амати, чьи скрипки чаруют своим звучанием. Кто-то предсказал ему бессмертие, если он создаст 400 скрипок. Доподлинно неизвестно, удалось ли ему смастерить столько инструментов. До нас дошел лишь 31 экземпляр его работ (15 скрипок, семь альтов и теноров, семь виолончелей и один бас).

Великолепная идея кремонского тембра была развита его сыновьями Антонио Амати (1540–1607) и Джироламо Амати (1550–1630), внуком Николо Амати (1596–1684). В последующем красоту тембра усилил ученик Николо Амати Антонио Страдивари.

Андреа Амати родился в 1505 г., умер в 1577 г. Но эти даты не являются точными. Так, например, Евгений Витачек пишет, что мастер родился в 1535 г., а умер в 1611 г.[1] Фамилия Амати для Кремоны была довольно известна и впервые упоминается в летописях 1097 г.

Кто был учителем Андреа Амати, доподлинно неизвестно. Анатолий Леман предполагает, что основатель Кремонской школы был хорошо знаком с работами французского мастера Тиверса.

Для изготовления дек Андреа Амати использовал грушу, тополь, клен. Кремонская ива шла на клёцы и обручки. Такое богатство применения пород деревьев объясняется неустановившимися при нем канонами использования ели и клена в изготовлении дек.

Своды дек довольно выпуклы к центру. Нижняя дека часто вырезалась из итальянского клена тангентального распила с бледным рисунком, что часто встречалось у его современника Гаспаро да Сало. Но в целом по художественности и формам скрипки Андреа Амати значительно превосходят инструменты Гаспаро да Сало.

Мастер в своих работах заложил основы классической скрипки. Характер звучания его скрипок — это сопрано с ясным и нежным звучанием. Достичь этого стало возможным благодаря соответствующей настройке дек.

Андреа Амати в своих инструментах применял приемы топоакустики, под которой стоит понимать соответствие формы деталей инструмента (топология) и их настройки на определенные тона и интервалы (акустика).

Топоакустика в преломлении создания скрипок представляет собой набор эмпирических знаний, объясняющих звучание различных форм. Мастер пришел к этой практике благодаря своей настойчивой работе и огромному опыту.

Применяя полученные знания, Андреа Амати использовал соответствующие формы дек с их определенной настройкой по зонам. Смысл настройки дек он свел к тому, что разные частоты дек он сделал гармоничными, что позволило добиться красивого тембра скрипок, который присущ как инструментам семьи Амати, так и их ученикам-последователям, в том числе Антонио Страдивари.

Стоит отметить, что настройка дек у Кремонской школы была такова, что звук их скрипок был камерным, тихим и глуховатым. Сделать скрипки более звонкими удалось только Джузеппе Гварнери.

Для Андреа Амати главным было звучание. Внешнему виду скрипок он не уделял особого внимания. Например, эфы его инструментов часто несовершенны, имеют непродуманные формы.

Антонио Амати, сын Андреа Амати, немного понизил высоту сводов, доказав эмпирически, что это несущественно влияет на тембр скрипки. Его скрипки имеют относительно небольшие размеры. Эфы Антонио Амати очень схожи с брешианскими. В целом инструменты эстетичны и звучны.

Джироламо, второй сын Андреа Амати, значительно облагородил эфы, сделав их очертания более эстетическими. Эфы стали более узкими, с плавной формой. Верхние их глазки приблизились практически к середине подставки. Все это позволило повысить чистоту звучания инструментов.

Очертания скрипок Джироламо Амати более эстетичные, чем у отца. В раннее свое время мастер использовал золотисто-коричневый лак, в позднее время — золотисто-оранжевый[2].

Антонио и Джироламо работали вместе, усиливая мастерство друг друга. Творческий дуэт закончился в 1630 г., когда Джироламо Амати умер от бубонной чумы.

В своих инструментах братья использовали дерево, характерное для Кремонской школы: ель и клен. Ель, как правило, толстослойная, но изящной структуры. Клен местный с бледным рисунком тангентального распила. Часто деки изготавливались из двух половинок. В поздних работах встречается дерево радиального распила. Но в целом скрипки Антонио и Джироламо Амати отличаются скупостью в использовании качественного дерева.

Инструменты Антонио и Джироламо по качеству превосходят работы отца. Скрипки звучат чисто, мягко и ясно. Но недостаточно мощны, как и все инструменты Кремонской школы.

Среди мастеров дома Амати умением выделяется Николо Амати, сын Джироламо и внук Андреа. Его скрипки поражают как акустикой, так и эстетикой. Гениальный творец родился 3 сентября 1596 г.

Николо Амати совершенствовал семейное искусство. Так, он немного удлинил корпус скрипок (до 365 мм). Это позволило усилить мощность звука, при этом сохранив нежность тембра.

Дерево Николо Амати использовал самое разнообразное. Ель как мелкослойная, так и толстослойная. Клен относительно однотипен. При этом раскрой дерева всегда был тангентальный. Своды дек округлые. Эфы отлично вырезаны и сближены друг с другом.

Секреты лака Николо Амати перешли по наследству от отца. Как правило, применялся золотисто-желтый со слабым коричневым оттенком. Качество лака усиливалось специальными грунтами.

Николо Амати создал модель скрипок так называемых «Гранд Амати», которые отличаются нежностью и широтой тонов, пониженным сводом дек и немного увеличенными размерами. Однако это пока не классическая форма скрипки, которую создал ученик Николо Амати — Антонио Страдивари.

У Николо Амати и его супруги Лукреции было два сына. Старший Джироламо родился 26 февраля 1649 г., младший Джон — 13 августа 1657 г. Джон не последовал семейным традициям и стал священником[3].

Джироламо не смог стать достойным преемником своего отца, занимаясь в основном починкой инструментов. Род Амати перестал радовать мир своими скрипками после смерти Николо 12 августа 1684 г.

Одной из главных заслуг Николо Амати являются его последователи и ученики. К последним относят Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Среди его последователей Фетис перечисляет следующих скрипичных мастеров с указанием периода, когда их работы схожи с инструментами Николо Амати:

1. Джозеф Гварнери, сын Андреа (Кремона, 1680–1710 гг.).

2. Флоринус Флорентус (Болонья, 1685–1715 гг.).

3. Франческо Руджери (Кремона, 1670–1720 гг.).

4. Пьетро Гварнери, второй сын Андреа Гварнери (Кремона, 1690–1720 гг.).

5. Джон Гранчино, сын Паоло (Милан, 1696–1720 гг.).

6. Джон Баттиста Гранчино, брат Джона (Милан, 1690–1700 гг.).

7. Александр Мезадио (Феррара, 1690–1720 гг.).

8. Доминичелли (Феррара, 1695–1715 гг.).

9. Винченцо Руджери (Кремона, 1700–1730 гг.).

10. Джон Баттиста Руджери (Брешиа, 1700–1725 гг.).

11. Пьетро Руджери (Брешиа, 1700–1720 гг.).

12. Доминик Паста (Брешиа, 1710 – ...).

13. Франческо Гранчино, сын Джона и внук Паоло (Милан, 1710–1745 гг.).

14. Пьетро Гварнери, сын Джозефа и внук Андреа (Кремона, 1725–1740 гг.).

15. Санто Серафин (Венеция, 1730–1745 гг.)[4].

Огромное количество умелых последователей Николо Амати в очередной раз указывает на талант гения. Его модель «Гранд Амати» пришлась многим по душе. Изящные формы и великолепное звучание покорили сердца людей.

Братья Вайнеры в своем монументальном произведении «Визит к Минотавру» представили Николо Амати как мудрого старца, имеющего огромный житейский опыт. С их подачи Николо Амати размышлял о бессмертии творца, его стремлении к бесконечному совершенству.

Возможно, братья Вайнеры правы, ибо воспитать такого ученика, как Антонио Страдивари, способен только истинный гений, способный на самопожертвование ради красоты.

Читайте мою книгу «Антонио Страдивари»


    

[1] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е. Ф. Витачек — М.: Музыка, 1964.


[2] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е. Ф. Витачек — М.: Музыка, 1964.


[3] Fetis F. J. Notice of Anthony Stradivari, the celebrated violin-maker, known by the name of Stradivarius / F. J. Fetis; translated by John Bishop. — London: ROBERTS COCKS AND CO, 1864. P. 55.


[4] Fetis F. J. Notice of Anthony Stradivari, the celebrated violin-maker, known by the name of Stradivarius / F. J. Fetis; translated by John Bishop. — London: ROBERTS COCKS AND CO, 1864. P. 56.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded