sergeeffff

Category:

Карло Бергонци, его сыновья и внуки

Скрипка Николо Паганини, созданная мастером Карло Бергонци
Скрипка Николо Паганини, созданная мастером Карло Бергонци

Единственным достойным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1683–1747 гг.). Возможно, именно в нем Страдивари видел своего преемника, ибо дети гения были бездарными, неспособными творить, как их отец.

Родители Карло Бергонци жили в Кремоне поблизости от дома Страдивари, что давало возможность будущему мастеру учиться у самого гения, чем Карло Бергонци и воспользовался.

Большая заслуга Карло Бергонци состоит в основании семейной династии скрипичных мастеров. Двое сыновей, Микеланджело и Зосимо, а также внуки, Николо и Карло, стали продолжателями семейных традиций. Их скрипки звучат по настоящий момент, радуя слушателей красотой.

Скрипки с собственными этикетками Карло Бергонци стал выпускать с 1716 г. На тот момент ему было 33 года.

Инструменты Карло Бергонци часто похожи на изделия своего учителя. Однако они наделены индивидуальными характеристиками. Среди отличий стоит отметить некоторую расширенность нижней окружности, углы более грубые и удлиненные, своды выше, чем у инструментов Страдивари[1].

Эфы по форме близки к типу Страдивари, однако расположены немного ниже и гораздо ближе к краям. Каемка у края дек ярко выраженная.

Лак на инструментах Карло Бергонци разнообразный: от желтого до темно-красного. Его консистенция очень сильно напоминает лак Страдивари. Но он менее прозрачен.

Дмитрий Зеленский указывает на некоторые особенности завитка на инструментах Бергонци. Так, он вырезан пропорционально корпусу головки инструмента. Его форма более плоская, изгиб смелого выреза. Весь завиток дышит оригинальностью и смелостью[2].

Дерево на деках очень походит на образцы, использованные Антонио Страдивари. С высокой вероятностью можно предположить, что все запасы от Страдивари перешли к Бергонци.

По роскоши использования дерева у Карло Бергонци нет равных. Большое количество инструментов создано из красивейшего клена. Распил в основном радиальный.

Ель на верхней деке, как правило, очень плотная, мелкослойная и смолистая. Часто близка по виду к пихте.

Все инструменты Карло Бергонци отличаются ясностью, чистотой и глубиной звука. Их тон что-то среднее между скрипками Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери. Они не так тихи, как изделия Страдивари, но и не так звонки, как у Гварнери.

До нас дошло около 50 работ этого великого мастера. Среди них 41 скрипка, две виолончели и один альт. На его инструментах играли Никколо Паганини, Фриц Крейслер и Ицхак Перлман.

В Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российского национального музея музыки находятся две виолончели и одна скрипка Карло Бергонци.

Ученики Карло Бергонци, два сына и два внука от Зосимо, были подражателями его таланта.

Старший сын Микеланджело изготавливал скрипки, по форме не особо изысканные. Все они очень похожи на простые модели Антонио Страдивари. Однако лак совершенно другой.

До нас дошло больше 10 работ Микеланджело, среди них 11 скрипок, один контрабас и одна виолончель. Инструменты не причисляются к первоклассным, но обладают достоинствами.

Николо Бергонци, сын Зосимо и внук Карло Бергонци, сделал довольно много инструментов по образцам своего прославленного деда. Дерево, как правило, твердое и мелкослойное. Лак сухой желтых оттенков. Эфы широкие.

Завиток не очень красив. По размерам он очень велик, что не свойственно моделям Кремонской школы, а напоминает работы тирольских и немецких мастеров.

В целом инструментам Николо Бергонци не хватает собственной оригинальности.

    

[1] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е. Ф. Витачек. — М.: Музыка, 1964.


[2] Зеленский Д. Итальянские смычковые инструменты / Д. Зеленский. — Полтава: Типография Губернского Правления, 1886. — С. 162.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded