sergeeffff

Category:

Семейство Гварнери

"Вьетан" - самая дорогая скрипка в мире.
"Вьетан" - самая дорогая скрипка в мире.

На момент написания этой книги «Вьетан» — самая дорогая скрипка в мире. Создал ее отнюдь не Антонио Страдивари. Она принадлежит рукам Джузеппе Гварнери, еще одного величайшего кремонского мастера.

Божественное создание на аукционе в Чикаго в 2010 г. ушло с молотка за 18 млн долл. Для сравнения: самая дорогая скрипка Антонио Страдивари «Леди Блант» оценена в 15,89 млн долл.

Скрипка «Вьетан» создана Джузеппе Гварнери за три года до его смерти, в 1741 г. Свое имя она получила от прославленного бельгийского музыканта Анри Вьетана (1820–1881 гг.), который вошел в историю как один из великих скрипачей романтического направления. С 1838. по 1852 гг. музыкант проживал в России, работая придворным солистом в Петербурге и давая концерты. Именно в России Вьетан создал самые свои значительные произведения (четыре концерта для скрипки с оркестром, «Фантазию-аппассионату»)[1].

Анри Вьетан был ценителем смычков русского мастера Николая Киттеля (1806–1868 гг.). В своей коллекции он имел шесть его смычков.

За три с половиной века скрипка «Вьетан» сменила многих хозяев:

1. Первым владельцем скрипки значится доктор Бенцигер из Швейцарии.

2. Далее скрипка переходит в пользование мастера Жана Батиста Вильома из Франции.

3. Анри Вьетан играл на ней последние 11 лет своего творчества.

4. Следующим владельцем скрипки стал бельгийский скрипач и композитор Эжен Изаи.

5. В начале XX века на скрипке играл музыкант из Британии Филип Ньюман.

6. В 1966 г. скрипку выкупил британский финансист Иэн Стуцкер.

7. В 2010 г. скрипка на аукционе в Чикаго была продана за 18 млн долл.

Знаменитое семейство скрипичных мастеров Гварнери известно всему миру. Основателем династии был Андреа Гварнери, который учился у самого Николо Амати. Работал Гварнери в период с 1650 по 1695 гг., о чем упомянул Фетис[2].

Первые скрипки Андреа Гварнери очень схожи с инструментами Николо Амати. Школа брала свое. В последующем эфы стали прямее, деки — более плоскими.

Верхняя дека у мастера очень однотипна. Как будто сделана из одной ели с широкими и узловатыми слоями. Нижняя дека встречается как из одной, так и из двух половинок. Часто она шероховатая. Распил, как правило, радиальный, но встречается и тангентальный. Дерево самое обыкновенное, но с хорошим акустическим звуком. Лак на скрипках Андреа Гварнери светло-оранжевого цвета.

Инструменты Андреа Гварнери причисляются ко второму разряду, после произведений Николо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери. Величественная миссия мастера состояла в основании династии скрипичных мастеров, изумрудом которой стал его внук, уже упомянутый Джузеппе Гварнери дель Джезу.

Джозеф, старший сын Андреа Гварнери, создавал скрипки с 1690 по 1730 гг. Он был учеником своего отца, но часто не следовал семейным традициям. Порой его скрипки напоминали работы Антонио Страдивари. Поздние скрипки очень схожи с работами Джузеппе Гварнери.

Отличительной чертой скрипок Джозефа Гварнери является многообразие типов использованного дерева, в особенности клена. Распил как радиальный, так и тангентальный. Но в поздних моделях распил всегда радиальный.

Лак на скрипках Джозефа Гварнери желто-золотистого цвета, наложен толстым слоем.

Второй сын Андреа Гварнери, Пьетро, работал с 1690 по 1725 гг. Его первая скрипка создана в Кремоне, многие последующие — в Мантуе.

Своды скрипок Пьетро Гварнери очень выпуклы, эфы имеют округлую форму. Стоит отметить тщательную работу над усами. Дерево у скрипок очень похожее с породами, встречающимися у Андреа Гварнери. Возможно, Пьетро Гварнери унаследовал все запасы древесины от своего отца[3].

Инструменты другого Пьетро Гварнери, сына Джозефа и внука Андреа, датируются от 1725 по 1740 гг.

Самый прославленный из семейства Гварнери — это, конечно, Джузеппе Гварнери (1698–1744 гг.). Многие его скрипки помечены иезуитским символом, поэтому за ним закрепилось прозвище дель Джезу. По мастерству он уступает только самому Страдивари.

Джузеппе Гварнери — сын Джона Баттиста Гварнери и внук Андреа Гварнери, его мать — Мария Локаделла. Будущий мастер родился 8 июня 1683 г., о чем есть соответствующее свидетельство в приходе Сан-Донато.

Стоит отметить, что Джон Баттиста Гварнери не следовал семейному мастерству и не занимался созданием скрипок.

Дель Джезу работал в Кремоне с 1725 по 1740 гг. Его скрипки отличаются от скрипок как семейства Гварнери, так и от инструментов Николо Амати. У них более тонкий и современный звук.

Некоторые исследователи даже причисляют мастера к Брешианской скрипичной школе. Так, Гораций Патерик считает, что Джузеппе Гварнери был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, который примыкал к Брешианской школе, поэтому его работы так отличаются от инструментов Кремонской школы.

В свою очередь Фетис полагал, что Джузеппе Гварнери был учеником Антонио Страдивари. Однако документальных подтверждений этого нет. Более того, его скрипки довольно отличны от инструментов Страдивари по следующим признакам, перечисленным Дмитрием Зеленским:

«1. Несходство очертаний инструментов, которое бросается в глаза с первого взгляда.

2. Вырез FF, которые у Гварнери имеют продолговатую форму и составляют видоизмененную модель FF Гаспаро да Сало.

3. Завиток, который не имеет ничего общего, ни одной сходной черты в произведениях обоих мастеров всех периодов их деятельности»[4].

Жорж Гарт небезосновательно считает Джозефа Гварнери учителем дель Джезу. Эта версия наиболее вероятная.

Скрипки Джузеппе Гварнери характеризуются некоторой свободой форм. Так, длина дек колеблется в пределах от 349 до 357 мм. Высота свода находится в интервале 15–16 мм.

Некоторая неровность и шероховатость дек у Джузеппе Гварнери не является случайной, так же, как и некоторая асимметрия сводов. Все это опыты по достижению акустической красоты. По крайней мере, многие специалисты склоняются к этому мнению. Хотя раньше некоторые работы мастера относили ко времени его якобы пребывания в тюрьме. Когда он, будучи в застенках, мастерил скрипки из материалов, что удавалось достать со свободы. Однако легенда о тюремном прошлом Джузеппе Гварнери ничем не подтверждается, одни домыслы.

Масло в огонь подливает предположение о физической слабости мастера. Так, за всю жизнь он не сделал ни одной виолончели, на создание которой требуются значительные физические усилия. Кроме того, мастер умер в среднем возрасте, в 46 лет.

Эфы у скрипок дель Джезу вытянуты. На поздних инструментах немного расширены. Встречаются как страдивариевского типа, так и готического. Вариативность форм эф и их положение на деках однозначно говорят о стремлении мастера к совершенству.

Визуально скрипки Джузеппе Гварнери не отличаются от классических моделей Кремонской школы. Так, его последняя скрипка «Ледюк» по внешним очертаниям очень похожа на скрипку Андреа Амати «Шарль IX, король Франции». Стоит отметить, что между скрипками разница в 175 лет.

Несмотря на схожесть контуров, скрипки Джузеппе Гварнери очень звонкие, что несвойственно Кремонской школе. Такое качество связано с особой настройкой дек.

Высокая индивидуальность и несравненность работ дель Джезу стала фактором, почему так мало подделок этого мастера. Особенно по сравнению со множеством копий работ Николо Амати.

Среди успешных имитаторов работ Джузеппе Гварнери Евгений Витачек выделяет Вильома, Шмидта из Вены, Немиссаного из Будапешта, Заха из Вены и Джибертини[5].

Творчество дель Джезу условно можно разделить на три периода. В первом периоде (до 1732 г.) формы его скрипок носят экспериментальный характер. Своды как плоские, так и высокие. Нет какого-то определенного правила. Дерево самое разнообразное. Эфы порой грациозны, иногда некрасивы. В работах отмечается некоторая поспешность.

Второй период, длившийся с 1732 по 1741 гг., отличается тщательными формами скрипок. По художественности они не уступают скрипкам Антонио Страдивари. Лак богатого золотистого оттенка. Верхняя дека из ели с особыми акустическими свойствами. Часто деки утолщены в середине. В этом периоде окончательно устанавливаются формы скрипок Джузеппе Гварнери: размеры скрипок небольшие, формы правильные, своды дек невысокие.

В третий период, в последние три года его жизни, отмечается некоторый упадок. Скрипки выполнены без особой тщательности. Хотя необыкновенный шарм они сохраняют. Лак на инструментах нанесен тонким слоем, чистого цвета и разнообразного оттенка.

Расцвет таланта Джузеппе Гварнери пришелся на период заката творчества Антонио Страдивари. Так, максимальное количество скрипок сделано было в 1734 г. (17 единиц). Гварнери как бы перехватил эстафету у Страдивари по совершенствованию скрипичного искусства. За относительно недолгую жизнь мастер подарил миру 186 скрипок, две маленькие скрипки и одну виолончель.

При жизни скрипки Джузеппе Гварнери не пользовались особой популярностью. Так, их цена была примерно в два раза меньше изделий Антонио Страдивари. Умер мастер в абсолютной нужде. Ему даже пришлось покинуть дом, где жили его предки.

Учеников у дель Джезу не было. Среди немногочисленных последователей стоит отметить довольно талантливого мастера Лоренцо Сториони из Кремоны. Его инструменты довольно грубы, но идеально подходят для больших концертных залов[6].

Свою известность Джузеппе Гварнери получил уже после смерти, когда случайно один из его инструментов попал в руки великого Паганини. Благодарить за это нужно французского купца Ливроня, который на одном из концертов предложил прославленному скрипачу сыграть на скрипке дель Джезу. После окончания представления Паганини поспешил вернуть инструмент, но Ливронь отказался принять скрипку обратно, добавив: «Я никогда не позволю себе осквернить те струны, к которым прикасались ваши пальцы, инструмент принадлежит вам»[7].

Паганини не расставался с подаренной скрипкой на протяжении всей жизни. Тонкое и звонкое звучание скрипок Гварнери прекрасно подходило для больших залов, ибо формы скрипок дель Джезу допускали мощный напор смычка.

    

[1] Тибальди-Кьеза Мария. Паганини / Пер. с ит. Константинова И. — Москва: Молодая гвардия, 2008 г.


[2] Fetis F. J. Notice of Anthony Stradivari, the celebrated violin-maker, known by the name of Stradivarius / F. J. Fetis; translated by John Bishop. — London: ROBERTS COCKS AND CO, 1864. P. 101.


[3] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е. Ф. Витачек — М.: Музыка, 1964.


[4] Зеленский Д. Итальянские смычковые инструменты / Д. Зеленский. — Полтава: Типография Губернского Правления, 1886. — С. 201.


[5] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е .Ф. Витачек — М.: Музыка, 1964.


[6] Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Е Ф. Витачек. — М.: Музыка, 1964.


[7] Зеленский Д. Итальянские смычковые инструменты / Д. Зеленский. — Полтава: Типография Губернского Правления, 1886. — С. 213.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded